Кораблик по морю плывёт, журавлик по небу летит….15. 3D В отличие от поезда, который может двигаться только по линии, корабль может двигаться по поверхности (если, конечно, это не Титаник, тот может ещё и вниз). Местоположение корабля указывают двумя числами – широтой и долготой, по сетке параллелей и меридианов, как бы нанесённой на поверхности моря. Либо можно «привязать» к порту систему координат из двух перпендикулярных осей X и Y – и указать две координаты для местоположения корабля в море. Теперь уже будет не «точка отсчёта», как мы брали для поезда, а «система отсчёта». Всё, о чём мы говорили в первом рассказе, относилось к движению тела вдоль прямой линии. И пройденный путь, и скорость, и ускорение. Такое движение на самом деле бывает, взять тот же поезд. Но оно – лишь частный случай движения вообще, которое может происходить в трёхмерном пространстве, и не по прямой, а по какой-нибудь кривой, дуге или вовсе по окружности. Сейчас мы такие движения и рассмотрим. Только для этого нам нужно ввести несколько новых понятий. 16. Чем отличаются путь и перемещение? На первой – прямолинейная траектория взлетающего самолёта; на второй – криволинейная траектория автомобиля на извилистой дороге. На третьей – Вася вышел погулять, описал замысловатую траекторию, петляющую по району, а после прогулки вернулся домой. С точки зрения наблюдателя в вагоне – траектория – вертикальная прямая (а); с точки зрения человека на перроне – траектория кривая линия (б), складывающаяся из движения шарика вниз и движения вагона вправо; с точки зрения паучка, сидящего на шарике – шарик вообще не движется (в). Если траектория кривая – как у автомобиля на извилистой дороге – то перемещение короче, чем путь. Если траектория замкнутая, как у гуляющего Васи, начало и конец в той же точке – то перемещение вообще равно нулю, никуда Вася в итоге своей прогулки не переместился. А если, как у взлетающего самолёта, траектория прямая и, на первый взгляд, путь и перемещение равны – всё равно есть разница. Перемещение – это ВЕКТОР. Вектором будем называть такую величину, которая характеризуется не только величиной (модулем), но и направлением. 17. Действия над векторами 1. Слагаемые векторы приставляем друг к дружке начало к концу, начало к концу . Тогда суммой всех этих векторов будет вектор, соединяющей начало первого с концом последнего. В самом деле, если бы Вася переместился сначала по вектору АВ1, отдохнул маленько, потом переместился по В1В2, ещё отдохнул, потом переместился В2В3, то в итоге три его перемещения были бы равноценны перемещению АВ3. Мы, кстати, каждый день так перемещаемся, когда переходим перекрёсток по диагонали. По диагонали переходить улицу нельзя, вот мы и делаем два перпендикулярных перемещения, чтобы оказаться на диагонально противоположном углу. 2) Два вектора выходят из одной точки в разные стороны. Здесь хорошо представить лодочку, плывущую поперёк реки. Поперёк реки лодка совершает перемещение 4 метра. Но в это же самое время лодку сносит вниз по течению на 3 метра. Где же она окажется в итоге? Суммарный вектор – это диагональ прямоугольника, построенного на двух векторах-слагаемых. Направление её понятно, а модуль (длину) можно посчитать по теореме Пифагора. Такой способ сложения векторов называют «сложением по правилу параллелограмма» , потому что угол между векторами-слагаемыми не обязательно прямой, как на рисунке, а может быть, в принципе, любым. Довольно легко вывести правило умножения вектора на число, если представить сложение нескольких равных векторов, направленных в одну сторону. Правило будет такое: при умножении (делении) вектора на число его модуль увеличится (уменьшится) в несколько раз, а направление останется тем же самым. 18. Получается, скорость и ускорение – тоже векторы? Скорость – это отношение перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло. Раз перемещение – вектор, а время – скаляр, то есть просто число, то мы имеем действие деления вектора на число. В результате получится вектор, направленный в ту же сторону, что и делимое. То есть, скорость – это вектор, направление которого совпадает с направлением вектора перемещения. И направлено оно, получается, в ту же сторону, что и скорость. 19. А теперь – наёборот! Вот мы нарисовали две лампочки с отражателем и лучиками света. Допустим тело (материальная точка) движется по вектору перемещения . А её тень, создаваемая лампочкой 1, движется по оси х. Тень, создаваемая лампочкой 2, движется по оси y. Тени называются проекциями. Таким образом, мы заменяем движение тела по плоскости движением её проекций вдоль двух координатных осей. Если тело движется в пространстве, как журавлик, то возьмём еще и третью проекцию вдоль оси z. <<< Назад I Вперед >>> |