"Равномерно" ли ездят поезда?8. Тайна «чёрного ящика» Так выглядит локомотивный скоростемер и его диаграммная лента Специальный карандашик вычерчивает на бумажной ленте тот же самый график скорости (розовая линия внизу). Но она отнюдь не прямая, параллельная оси времени, нет! Она вначале была на отметке около 80 км/час, затем резко снизилась до нуля (поезд остановился), потом вновь разогнался до 70 км/час, опять притормозил и остановился, снова тронулся, но теперь уже ехал не более пятидесяти… Чаще всего тела движутся не с постоянной, а с переменной скоростью. Видите – скоростемер на картинке показывает скорость 32 км/час? Что это за скорость? Это – скорость в данный момент времени. Через несколько секунд она будет другая. Но именно эта скорость – реальная, а не умозрительная, именно её показывают скоростемеры и спидометры, именно за неё штрафуют ГИБДД-шники и лишают премии машиниста. 9. Как найти пройденный путь при неравномерном движении? Другой вопрос – а как, собственно, вычислить площадь такой замысловатой фигуры? На рисунках справа показано, что с меньшей или большей точностью её можно заменить суммой прямоугольничков. А кто знаком с основами интегрального исчисления – тот знает, что эта фигура называется криволинейной трапецией и точная площадь её находится с помощью определенного интеграла. 10. Как найти реальную скорость по формуле? Эту скорость иногда называют «мгновенная скорость» или «скорость в данный момент времени». Мы её будем называть просто СКОРОСТЬ. Потому что это – реальная скорость, которую можно измерить при движении тела. (Формула №2) будет вообще молодец. Честно сказать, Ньютон для того и придумал производные, чтобы корректно сформулировать понятие скорости неравномерного движения. 11. Что быстрее разгоняется: поезд, болид «формулы-1» или пуля в стволе? (Формула №3) это и есть ускорение. Интересна единица измерения ускорения: в числителе скорость, м/с, в знаменателе время, с. ускорение измеряют в метрах на секунду квадратную. 12. Две задачки на разгон
На первый вопрос можно ответить, если выполнить преобразования последней формулы. Например, наш поезд начал разгоняться с нулевой начальной скорости с ускорением 2 м/с2 . Какую скорость он разовьёт через 10 секунд? На второй вопрос ответить сложнее. Придётся прибегнуть к графическому способу. Построим график скорости (в осях v и t) для равноускоренного движения. Получится вот такая (синенькая) линия. Начинается не с нуля, а с некоторой начальной скорости v 0. Это, допустим, начальная скорость перед разгоном, до этого поезд двигался равномерно. В течение времени t тело равноускоренно разгонялось. В конце этого времени скорость тела стала , мы выше рассматривали почему. И вот тут – помните? – соображаем, что пройденный путь равен площади трапеции OBCA. Площадь трапеции – надо вспоминать геометрию – равна полусумме оснований, умноженной на высоту. Одно основание v 0 , другое основание , высота t. Считаем площадь: Эта формула частенько применяется при решении задач. Но вряд ли стоит её зазубривать. Кто помнит площадь трапеции – то всегда легко выведет эту формулу при необходимости. 13. Аристотель, Галилей и Пизанская башня Правда, в школьном курсе физики рассматривается только равноускоренное движение. Поэтому данную формулу мы посмотрели, приняли к сведению, а пользоваться ею особо не будем. Самый выразительный пример равноускоренного движения – это свободное падение тел. И обнаружил, что Аристотель, считавшийся до сей поры непререкаемым авторитетом, неправ. Ядра достигают земли одновременно, независимо от веса! Все тела падают одинаково. Их падение – равноускоренное. Причем, ускорение для всех падающих тел одинаковое, оно составляет 9,8 м/с2 , оно называется «ускорением свободного падения» и обозначается не буквой a, а буквой g . Повседневные наблюдения, казалось бы, противоречат открытию Галилея. Но – вспомним знаменитый школьный опыт с пёрышком и дробинкой (опыт Ньютона). В стеклянную пробирку кладут пёрышко и свинцовую дробинку. Переворачивают пробирку и наблюдают за их падением. Дробинка падает быстрее. Затем из пробирки откачивают воздух и эксперимент повторяют. Оп-па! Оба предмета падают с одинаковой скоростью! Виноват был воздух, который тормозил падение пёрышка! Поэтому и говорят не просто о «падении», а о «свободном падении», то есть о таком, когда исключается сопротивление окружающей среды. <<< Назад I Вперед >>> |