|
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Web-репетитор pomogala.ru
ЗАДАНИЕ А3
|
Пример А3-1 (из демоварианта 2013)
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. лягте (на пол)
2. их работа
3. горячие супы
4. шестистами учениками
Здесь составители, конечно, активно провоцируют на неправильный ответ. Выбрали такие словечки, которые частенько произносят неправильно. Говорят, например, "ляжьте на пол", но правильно, конечно, "лягте". Некоторые сказали бы "ихняя работа", но так нельзя говорить, только "их". Кое-кто подумает, что "суп" во множественном числе - это неправильно. Ошибаетесь, правильно, бывают "супы".
А вот с учениками выглядит довольно правдоподобно, но неправильно. Надо писать "шестьюстами". Неверный ответ № 4.
Пример А3-2 (из пособия Львова)
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1. пачка вафель
2. высококлассные инженера
3. шестисот шестидесяти восьми страниц
4. хуже прежнего
Здесь неверно "инженера", надо говорить "инженеры". Помните, еще Корней Чуковский иронизировал "матерЯ пришли на выборА". Конечно же - "матери пришли на выборы".
Как же подготовиться к выполнению задания А3? Невозможно же выучить весь словарь!
Вот наши рекомендации. Во-первых чаще всего ошибки делают в неправильном написании числительных. Поэтому надо проштудировать числительные.
Пример А3-3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин
Неверная форма - более пятиста человек. Числительное в родительном падеже имеет форму "пятисот"
Именительный падеж
|
На столе лежит что? пятьсот книг
|
Родительный падеж
|
Нет чего? пятисот книг
|
Дательный падеж
|
Дал чему? пятистам книгам
|
Винительный падеж
|
Вижу что? пятьсот книг
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? пятьюстами книгами
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? о пятистах книгах
|
Именительный падеж
|
На столе лежит что? пять, сорок, сто книг
|
Родительный падеж
|
Нет чего? пяти, сорока, ста книг
|
Дательный падеж
|
Дал чему? пяти, сорока, ста (а не стам) книгам
|
Винительный падеж
|
Вижу что? пять, сорок, сто книг
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? пятью, сорока, ста книгами
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? о пяти, о сорока, о ста книгах
|
Видите, как изменяется по падежам слово"сто". Для меня - неожиданно. Я бы в дательном написал "стам", а в предложном "о стах". Но теперь запомню, что это неправильно, и не буду так больше писать.
А еще обратим внимание на числительное "пять". Так же склоняются 6,7,8 и так далее до 20 включительно. Под словами"так же склоняются" я понимаю, что у них те же самые окончания в тех же самых падежах" А вот числительное 90 (девяносто) склоняется одинаково с числительным 100 (сто).
А вот как изменяются по падежам составные числительные
Именительный падеж
|
На столе лежит что? триста шестьдесят рублей
|
Родительный падеж
|
Нет чего? трехсот шестидесяти рублей
|
Дательный падеж
|
Дал чему? тремстам шестидесяти рублям
|
Винительный падеж
|
Вижу что? триста шестьдесят рублей
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? тремястами шестьюдесятью рублями
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? (о) трехстах шестидесяти рублях (с надеждой их получить)
|
Ни фига себе! Если одна сотня - то склоняется вот так: "дал ста", "горжусь ста", "думаю о ста". А если три сотни - то совсем по-другому "дал тремстам", "горжусь тремястами", "думаю о трехстах".Так же, как 300, склоняются все остальные числительные, обозначающие сотни, до 900 (до девятисот).
У составных числительных обозначающих целые числа склоняются все слова из которых они состоят.
Именительный падеж
|
На столе лежит что? Девятьсот шестьдесят пять мертвых тараканов
|
Родительный падеж
|
Нет чего? Девятисот шестидесяти пяти тараканов
|
Дательный падеж
|
Дал чему? Девятистам шестидесяти пяти тараканам (живой воды, чтобы ожили)
|
Винительный падеж
|
Вижу что? Девятьсот шестьдесят пять живых тараканов
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? Девятьюстами шестьюдесятью пятью тараканами
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? (о) Девятистах шестидесяти пяти тараканах
|
При склонении дробных числительных изменяются обе части , но при этом числитель склоняется как целое число, а знаменатель как прилагательное множественного числа
Именительный падеж
|
На столе лежит что? три седьмых тортика
|
Родительный падеж
|
Нет чего? трех седьмых тортика
|
Дательный падеж
|
Дал чему? трем седьмым
|
Винительный падеж
|
Вижу что? три седьмых
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? тремя седьмыми
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? (о) трех седьмых
|
Склонение числительных полтора, полтораста
Именительный падеж |
На столе лежит что? полтора (если в мужском роде) или полторы (если женский род), полтораста
|
Родительный падеж
|
Нет чего? полутора, полутораста
|
Дательный падеж
|
Дал чему? полутора, полутораста
|
Винительный падеж
|
Вижу что? полтора (если в мужском роде) или полторы (если женский род), полтораста
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? полутора, полутораста
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? (о) полутора, полутораста
|
Здесь ошибки можно наделать особенно в творительном и предложном падежах, так же как и со словом сто.
Склонение собирательных числительных "оба"
Именительный падеж
|
На столе лежит что? оба (если в мужском или среднем роде), обе (если женский род)
|
Родительный падеж
|
Нет чего? обоих, обеих
|
Дательный падеж
|
Дал чему? обоим, обеим
|
Винительный падеж
|
Вижу что? оба, обе
|
Творительный падеж
|
Горжусь чем? обоими, обеими
|
Предложный падеж
|
Думаю о чем? об обоих, об обеих
|
Рассмотрим еще несколько типов слов, при склонении которых бывают трудности.
Окончания существительных родительного падежа множественного числа.
Многие имена существительные мужского рода с основой на
твердый согласный имеют в родительном падеже (НЕТ ЧЕГО?) множественного числа так называемое нулевое окончание. Сюда относятся:
1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок,
мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков) (без) погон, эполет;
2) названия некоторых национальностей: англичан, армян, болгар, грузин, турок, хазар, цыган (но: бедуинов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов и т.д.);
3) названия воинских групп: (отряд) партизан, солдат; но: минеров, саперов;
в собирательном значении - рота гренадер, гардемарин, кадет, эскадрон гусар; а при обозначении отдельных лиц - гренадеров, гардемаринов, гусаров, кадетов;
4) некоторые названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт; вариативные
формы: граммов - грамм, килограммов- килограмм, каратов - карат, кулонов - кулон;
Окончание -ов сохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов.
И для тренировочки рассмотрим еще несколько примерчиков:
Пример А3-4
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много облаков
2) хорошо проповедовает
3) поезжай
4) с двумястами
Согласно словарю, проповедовать, проповедую, проповедуешь, и (устар.). ПРОПОВЕДЫВАТЬ, проповедываю, проповедываешь. То есть, во второй строчке правильным написанием было бы ПРОПОВЕДУЕТ. Ошибка здесь.
Пример А3-5
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай
2) свыше четырех тысяч метров
3) несколько яблок
4) обгрызанный
По словарю Ушакова ОБГРЫЗЕННЫЙ (обгрызанный - неправильно), обгрызенная, обгрызенное; обгрызен, обгрызена, обгрызено. Причастие от глагола обгрызть.
Ошибка в варианте 4.
Пример А3-6
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи пятому году
2) жгёт костер
3) пачка макарон
4) фильм интереснее
Не жгёт, а жжёт костер. Ошибка в варианте 2.
Вот я нашел любопытный пост на эту тему:
В русском языке есть три интересных глагола, в корне которых постоянно меняются согласные. Такое непостоянство букв часто приводит к ошибкам в произношении этих глаголов. Это глаголы "печь, "жечь" и "стричь".
Заучивание всех форм названных глаголов лично у меня вызывает не очень радостные чувства. Из-за спряжения этих глаголов хочется махнуть рукой на правильное произношение:
ПЕЧЬ: пеку, печёт, печём, печёшь, печёте, пекут.
ЖЕЧЬ: жгу, жжёт, жжём, жжёшь, жжёте, жгут.
СТРИЧЬ: стригу, стрижёт, стрижём, стрижёшь, стрижёте, стригут.
Как запомнить все эти формы?
Я запомнил следующим способом.
У этих глаголов особняком стоят только две формы: Я (пеку, жгу, стригу) и ОНИ (пекут, жгут, стригут) и друг от друга они отличаются только одной буквой - "т": пеку -пекуТ, жгу - жгуТ, стригу - стригуТ. Остальные формы у глаголов "нормальные" и никаких сложностей не вызывают: печь - печёт, печём, печёшь, печёте и т.д. Поэтому я сейчас никогда - будучи в здравом уме и твёрдой памяти (то есть трезвым) - не скажу: "зачем ты жгёшь эти бумаги?" Я точно знаю, что кроме формы "жгу" есть только одна форма с буквой "г": "жгут", у всех остальных форм этой буквы нет!
Итак, две формы: одна употребляется с местоимением "я" (стригу, жгу, пеку), а вторая точно такая же, но добавляется буква "т" (стригут, жгут, пекут). Никаких стригём, жгёте, пекёт не существует!
Пример А3-5
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работы
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
Ну, насчет ИХНИХ, ИХИННЫХ, ЕВОННЫХ - я вообще молчу. Только ИХ работа, ЕГО работа, ЕЁ работа.
Пример А3-6
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) прочитая рассказ
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
4) поезжай домой
В первом пунктике - часть речи, которая называется ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Это вообще-то от глагола ЧИТАТЬ. Но глагол отвечает на вопрос Что делать? А деепричастие - на вопросы Что делая? Что сделав? Разница, уловили, какая? Что делая? - читая книгу; речь идет о неком процессе, который пока не завершен, он продолжается в настоящий момент. Называется "деепричастие несовершенного вида". Если же, всё, пипец, книга дочитана до конца и закрыта, если ты уже ПРОчитал книгу, то можешь сказать так "прочитав книгу, я вышел погулять" Это - деепричастие совершенного вида. В первом варианте следовало сказать или ЧИТАЯ рассказ, или ПРОЧИТАВ рассказ. А так ерунда какая-то получилась...
Пример А3-7
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью
2) оденьтесь теплее
3) высохла
4) спелых абрикосов
Здесь то, о чем было говорено выше. Надо сказать "с пятьюдесятью рублями".
Пример А3-8
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяче девятьсот восемьдесят шестом году
2) выдвинуть сто четыре кандидата
3) около четырех миллионов трехсот тысяч книг
4) по семьдесят лет
Числительные, как известно, бывают количественные или порядковые. Количественные отвечают на вопрос Сколько? а порядковые - на вопрос Который? В составных количественных числительных при склонении изменяется КАЖДОЕ слово; в порядковых - только ПОСЛЕДНЕЕ слово. Например
Именительный падеж
|
тысяча девятьсот восемьдесят шестой
|
Родительный падеж
|
тысяча девятьсот восемьдесят шестого
|
Дательный падеж
|
тысяча девятьсот восемьдесят шестому
|
Винительный падеж
|
тысяча девятьсот восемьдесят шестого (одушевл)
тысяча девятьсот восемьдесят шестой (неодушевл)
|
Творительный падеж
|
тысяча девятьсот восемьдесят шестым
|
Предложный падеж
|
о тысяча девятьсот восемьдесят шестом
|
Следовательно, здесь ошибка в первом варианте, потому что номер года - это всегда порядковое числительное. Который теперь год? Надо было первое слово написать в именительном падеже - тысяча. А вот если бы это же число было количественным, например "спустя тысячу девятьсот восемьдесят шесть лет" - тогда слово "тысячу" мы склоняем - ставим в дательном падеже.
Пример А3-9
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара ботинок
2) пара носок
3) пара чулок
4) много баклажанов
Ну, здесь прямо-таки классическое, известное всем исключение. Надо говорить "нет НОСКОВ", типа, куда они, на фиг, запропастились! Но нет ЧУЛОК, да и фиг бы с ними! Кто теперь носит чулки!
Неверный ответ номер 2.
Пример А3-10
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) яблонь
2) свечей
3) платьев
4) блюдцев
Блюдце, полотенце, одеяльце в родительном падеже множественного числа имеют такую форму: много БЛЮДЕЦ, ПОЛОТЕНЕЦ, ОДЕЯЛЕЦ.
Неверный ответ номер 4.
В начало страницы
|
загрузка...
|