|
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Web-репетитор pomogala.ru
ЗАДАНИЕ А11
|
В этом задании приведен небольшой текст (тот же самый, что и для заданий А7-А10), требуется определить морфологическую характеристику, или говоря попроще – назвать, какая часть речи выделенное слово. Для нас это задание – приятный повод вспомнить части речи.
Пример А11 – 1.
(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛУЧИВ в шестом (6) предложении текста.
1) полное причастие
2) деепричастие
3) краткое причастие
4) наречие
Вспомним те части речи, которые приведены в вариантах ответа.
Причастие. Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? На такие же вопросы отвечает и имя прилагательное, поэтому я советую для причастий ставить такие вопросы (хоть и маленько корявые) Что делающий? Что сделавший? Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его признаками.
Абсолютно очевидно, что слово ПОЛУЧИВ под это определение не фига не подходит!
Деепричастие. Деепричастие — это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (Он шёл, внимательно глядя по сторонам. Улыбнувшись, он продолжил рассказ). Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, совершает всегда одно и то же лицо. Оп-па! Это наша тема! Слово ПОЛУЧИВ отвечает на вопрос Что сделав? Следовательно это деепричастие, верный вариант № 2. Но все же проверим и четвертый вариант с наречием.
Наречие отвечает на вопросы Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Насколько? В какой мере? И тому подобные. Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия (бежал быстро), признак предмета (чтение вслух), признак другого признака (очень высокий).
Здесь конечно же не наречие.
Ответ: 2
Пример А11 – 2.
(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТРУДНЕЕ в восьмом (8) предложении текста.
1) прилагательное в сравнительной степени
2) прилагательное в превосходной степени
3) наречие в сравнительной степени
4) наречие в превосходной степени
Труднее – от слова трудно. Трудно отвечает на вопрос как? - значит это наречие. Сравнительная степень наречия – труднее. Бывает еще превосходная степень – труднее всего.
Вы скажете: А если взять не наречие трудно, а имя прилагательное трудный. От него сравнительная степень будет ведь точно такая же – труднее. Почему же мы не выбрали ответ №1, что это прилагательное в сравнительной степени? Здесь есть тонкость, которую надо усечь и иметь в виду. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному, отвечает на вопросы Каков? Какова? Каковы?. В предложении является сказуемым. Сравнительная степень наречия относится к глаголу, отвечает на вопрос Как? и в предложении является обстоятельством. Если бы слово труднее было дано само по себе, без предложения, невозможно бы было различить прилагательное это или наречие. Но оно дано в предложении, в сочетании с глаголом труднее накачивать, поэтому вопрос как? – это наречие.
Ответ: 3
Пример А11 – 3.
(1)... (2)Но, как показали последние исследования учёных, в криках этого животного содержится более ценная информация. (3)«Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведения. (4)... молодые особи заявляют о себе более высокими голосами, а солидные «матроны» «поют» на низких октавах.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЖИВОТНОГО из второго (2) предложения текста.
1) действительное причастие
2) существительное
3) прилагательное
4) страдательное причастие
Здесь все совершенно понятно: часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? Что? называется именем существительным. Животное (что?)
Ответ: 2
Пример А11 – 4.
(1)... (2)Когда во время экспериментов исследователи из Воронежа наносили на резонатор — тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом. (З)Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой. (4)Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5)3ачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойство, учёные пока не знают. (6)... их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.
Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме превосходной степени.
1) 3
2) 5
3) 2
4) 4
Превосходная степень – это «самый-самый». Слово малейшие в 3 предложении – это прилагательное в превосходной степени. В других предложениях превосходных степеней прилагательных нет.
Ответ: 1
Пример А11 – 5.
(1)... (2)При зарождении систематического образования для передачи информации использовались устные диалоги между учителем и учениками, которые требовали их личного контакта, что ограничивало массовость образования. (З)Возникновение письменности, а затем в XV веке и книгопечатания позволило расширить круг обучаемых. (4)С XVII века классно-урочная система массового обучения сопровождалась развитием разных средств обучения, в том числе технических. (5)Развитие в XX веке цифровой компьютерной техники и появление компьютерных сетей для передачи закодированной в цифровом виде информации привело к внедрению этих технических средств в процесс обучения. (6)... цифровые технические средства, применяемые для обучения, позволяют пользоваться информацией электронных интернет-библиотек, проводить виртуальные занятия.
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.
1) 5
2) 2
3) 3
4) 6
Страдательное причастие относится к объекту, над которым производится какое-то действие (а он от этого, типа, страдает). Например «художник, рисующий портрет» это действительное причастие. А «портрет, нарисованный художником» - это страдательное. Портрет подвергся кой-какому действию со стороны художника. В предложении 3 есть словосочетание «круг обучаемых». Это страдательное причастие, они, обучаемые, иногда реально страдают от этого процесса. В 5 предложении закодированная информация. Её закодировали, над нею произвели кое-какие действия, это тоже страдательное причастие. Какое же из двух выбрать? Повнимательней посмотрим условие задачи. Требуется найти не просто страдательное причастие, а прошедшего времени. Обучаемые – это настоящее время, их в настоящее время помаленечку обучают. Если бы в прошедшем времени – было бы обученных (типа, уже обученных до предела). А вот закодированная информация – это прошедшее время. В настоящем времени было бы кодируемая. Значит, искомое причастие содержится в приложении 5.
Ответ: 1
Пример А11 – 6.
(1)... (2)Его истоки теряются в античном мире. (З) (4)Науки, которые принято было относить к описательным (география, биология и т.п.), всё больше используют методы, разработанные в математике. (5)Сейчас процесс математизации знаний значительно ускорился. (6)... можно говорить уже об интенсивном внедрении математического мышления в любую сферу познавательной деятельности.
Укажите верную характеристику слова ВСЁ (из предложения 4).
1) наречие
2) местоимение
3) частица
4) союз
Нет, это не наречие. Наречие отвечает на вопрос как? Рядом стоящее слово больше – это наречие. Нет, это не местоимение. Местоимение – это вместо имени. Можно сказать школьники, можно сказать они. «Они» заменяет имя «школьники» - это местоимение. Нет, это не союз. Союзы соединяют части сложного предложения, типа а, и, но, если, который и тому подобные. Этот же ничего не соединяет. Значит, остается одно – это частица. Давайте про частицы поглядим теорию, как там оно формулируется.
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Частицы бывают формообразующие, модальные и отрицательные. Формообразующие бы, давай, пусть (пускай). С помощью их образуется сослагательное или повелительное наклонения глагола. Модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки (вопрос, указание, уточнение, выделение, ограничение). Например:
Значение |
Частицы
|
Пример
|
Вопрос (+ сомнение, кроме ли)
|
ли, разве, неужели
|
Понравился ли тебе праздник?
|
Указание
|
вот, вон, а вот, а вон
|
Вот дом, а вон там —дорога.
|
Уточнение
|
как раз (чаще в
разговорной речи), именно
|
Именно это нам нужно.
|
Выделение и ограничение
|
только, почти (чаще в разговорной речи), лишь, исключительно
|
Только я ничего не знал. Наша группа состоит исключительно из опытных альпинистов.
|
Восклицание
|
что за, как
|
Как здорово! Что за чудо!
|
Сомнение
|
вряд ли, едва ли
|
Вряд ли он придёт сегодня.
|
Усиление
|
даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то
|
Я всё-таки помогу тебе. Мы ведь друзья. Ты-то сам должен попытаться.
|
Смягчение требования
|
-ка
|
Принеси-ка мне ручку.
|
Не следует путать частицы и омонимичные им части речи.
Нужно различать!
- Восклицательную частицу как (Как хорошо!), сравнительный союз как (Голос звенел, как ручей) и наречие как (Как ты себя чувствуешь?);
- Восклицательную частицу что за (Что за секреты между нами!) и местоимение что с предлогом за (Что за этим скрывается?);
- Усилительную частицу всё (Он всё бежал) и местоимение всё (Он уже всё решил);
- Усилительную частицу уж (Уж я-то знаю) и наречие уж (уже) (Уж вечерело);
- Усилительную частицу -то, которая пишется через дефис (Он-то справится), местоимение то (Увидел то, что другие не заметили) и суффикс неопределённых местоимений и наречий -то, который тоже пишется через дефис (кто-то, какой-то, где-то).
- Формообразующую частицу бы после местоимения что (Что бы хотел получить в подарок?) и союз чтобы (Он поехал за город, чтобы отдохнуть); частицу же после местоимения то и наречия так (Я видел то же самоё) и союзы тоже, также (Я тоже взволнован).
Бывают также отрицательные частицы НЕ и НИ
В данном случае мы имеем усилительную частицу ВСЁ (больше).
Ответ: 3
В начало страницы
|
загрузка...
|