|
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Web-репетитор pomogala.ru
ЗАДАНИЕ А24
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Задание таково: Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении? В каком предложении ставится тире (двоеточие)? (Знаки препинания не расставлены.)
Чтобы правильно выполнить задание А24, нужно знать правила постановки двоеточия и тире не только в бессоюзных сложных, но и в простых предложениях, а также в предложениях с прямой речью.
Вспомним постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Условия постановки знака
|
Вспомогательное условие
|
Схема предложения
|
Примеры
|
1) Если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой.
|
В этом случае между частями предложения можно вставить "а именно"
|
[ ] : [а именно].
|
Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.)
Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки.
Настя и тут помогла ей: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей. (По А. Пушкину)
|
2) Если в первой части предложения есть слова так, одно, таков, такой.
|
|
[так, одно, таков, такой] : [ ]
|
Жили они так: он вставал, как всегда, рано, и шёл по хозяйству на завод. (Л.Т.)
В этот ответственный час все жили одним: удастся или нет первому отряду перебраться и закрепиться без того, чтобы поднять большую тревогу у противника. (Сим.)
Старик боялся только одного: как бы не ударила ростепель.
Моё решение таково: в разведку пойдут только бывалые партизаны. (В. Быков)
|
3) Перед прямым вопросом. |
|
[ ] : [прямой вопрос]. |
Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу и думая: прыгать им или нет?
Невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? (По Н. Гоголю)
Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде? (Г.Ф.)
Бакланов одного за другим слал людей и спрашивал: скоро ли? скоро? (Фад.) |
4) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить, доказывать, чувствовать и т.д. |
В этом случае между частями предложения можно поставить союз что. |
[видеть, понимать, знать, сказать и т.д. ] : [ ]. |
Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.)
Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. (Л.)
Я верю: освоение космоса поможет человечеству решить ряд проблем в разных отраслях науки. (Ю.Гагарин)
Ты же понимаешь: без результатов эксперимента нас и слушать не станут. (Гран.) |
5) Если в первой части есть глаголы прислушаться, повернуться, посмотреть, оглянуться и т.д., предупреждающие о последующем действии. |
В этом случае после них можно поставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал. |
[и увидел, и услышал, и почувствовал] : [ ]. |
И повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! — И повёл он глазами вокруг себя (и увидел): боже, всё неведомые, всё чужие лица.
Прислушался казак: шуршит камыш за обозами. — Прислушался казак (и услышал): шуршит камыш за обозами. (По Н. Гоголю)
Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. |
6) Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой. |
В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как. |
[ ] : [причина ]. |
Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.)
Так блаженствовал он с месяц: в комнатах чисто, барин не ворчит, и он, Захар, ничего не делает. (Гонч.)
Они как будто нарочно рисовались друг перед другом своим равнодушием к опасности: слишком уж надоела такая монотонная жизнь. (Н.-Пр.) |
Обратите внимание!
Условия постановки двоеточия пунктов 2—4 в тестах ЕГЭ не рассматриваются, но очень часто в сочинениях встречаются ошибки на эти правила.
Разберем пример.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Итак, первые два варианта ответа на это задание отпадают: нет таких условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Остаются варианты 3 и 4. Проверим третий по следующему алгоритму:
- Предложение сложное или простое? (Найдите грамматические основы!)
(В данном случае их две: отношения установились и взгляд, слово имели смысл.)
- Если сложное, проверьте утверждение, данное в третьем варианте ответа. (Да, вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части: между частями предложения можно вставить «а именно»; следовательно, верный ответ 3.
Рассмотрим ещё несколько вариантов этого задания.
Вариант 1.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
Если вы хорошо запомнили условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, то не можете не заметить, что сразу же отпадают варианты ответов 1, 3, 4. Остается вариант 2. Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ найден!
Вариант 2.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Рассуждаем по алгоритму: итак, грамматическая основа поднялись казаки. Следовательно, это предложение простое. Первые три варианта ответов отпадают, остается четвёртый: обобщающее слово отовсюду стоит перед однородными членами предложения.
Давайте вспомним постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Слово, которое является общим обозначением однородных членов, называется обобщающим. Оно отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены предложения.
Всё давало ему перевес над другими: и преклонные лета, и опытность, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Поднялась вся нация отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за всё, что копило и сугубило с давних пор суровую ненависть казаков. (По Н. Гоголю)
Правила постановки знаков при обобщающих словах |
Примеры
|
Схемы
|
Если обобщающее слово (О) стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
|
Цветы цвели повсюду: на лугу, на холме, в лесу.
|
О : О, О, О.
|
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
|
На лугу, на холме, в лесу — повсюду цвели цветы.
|
О, О, О — О
|
Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.
|
Повсюду: на лугу, на холме, в лесу — цвели цветы.
|
О:О,О,О— О.
|
Если между обобщающим словом и однородными членами есть слова а именно, например, как-то, то перед ними ставится запятая, а перед однородными членами — двоеточие.
|
Цветы цвели повсюду, а именно: на лугу, на холме, в лесу.
|
О, а именно: О, О, О.
О . например: О, О, О.
О, как-то: О, О, О.
|
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова короче говоря, словом, одним словом, то перед ними ставится тире, а после них — запятая. |
На лугу, на холме, в лесу — одним словом, цветы цвели повсюду. На лугу, на холме, в лесу — короче говоря, цветы цвели повсюду. |
О, О, О — одним словом, О.
О, О, О — короче говоря, О.
О, О, О — словом, О. |
Вариант 3
Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.
1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Алгоритм прежний: грамматическая основа — холостяки лежали. Какие варианты ответов неверные? 1) это полное предложение; 2) подлежащее и сказуемое — разные части речи; 4) — это предложение простое, а не сложное. Следовательно, правильный ответ: 3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Вариант 4
Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.
Вы уже увидели, что это предложение сложное. Какой из вариантов ответов мы исключим сразу? Верно, первый: это условие предполагает постановку двоеточия. Но остались ещё три варианта, поэтому вспомним постановку тире в бессоюзном сложном предложении.
Итак, рассматриваем второй вариант ответа. В этом случае перед первой частью бессоюзного сложного предложения можно поставить союз когда, следовательно, это и есть правильный ответ.
Тире в бессоюзном сложном предложении
Условия постановки знака |
Вспомогательное условие
|
Схема предложения
|
Примеры
|
1) Если во второй
части содержится
указание на быструю смену событий или неожиданный
результат.
|
|
[ ] — [быстрая смена событий,
неожиданный результат ].
|
Емеля быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Грянул выстрел — олень, как стрела, понесся вперед. (М.-С.)
|
2) Если во второй части выражено противопоставление.
|
Между частями
предложения
можно вставить
союз а или но.
|
[ ] —противопоставление].
|
Начал дед выспрашивать — никто
знать не знает.
Станет тебя терновник царапать.
густой орешник заслонять дорогу —
ты всё иди.
Уже настали сумерки — они всё едут. (По Н. Гоголю)
|
3) Если вторая часть является
следствием или результатом того, о чём говорится в
первой части.
|
Между частями
предложения
можно вставить
слова поэтому,
тогда.
|
[ ] — [следствие,
результат].
|
Прошумит ли пуля — валится лихой седок с коня; свистнет сабля — катится по земле голова, бормоча языком несвязные речи. Зальется песней — душа гуляет.
Вот наступает Катеринин отец — подаётся пан Данило.
Наступает пан Данило — подаётся суровый отец. (По Н. Гоголю)
|
4) Если во второй части содержится сравнение.
|
Перед ней можно вставить союз будто или словно.
|
[ 1 — [сравнение].
|
Запоёт — реченька зажурчит, смотрит — солнышком обогреет.
|
5) Если во второй части предложения есть слова так, такой, таков.
|
|
[ ] — [так, такой, таков].
|
Сражаться до конца — таков был приказ. Бережно относиться к женщине — такой завет оставил Павлу отец. (Горб).
Базарбай выполз, зажмурился — так сверкали высокие горы.
(Ч. Айтматов)
|
6) Если перед второй частью предложения можно вставить слово это или если оно уже есть.
|
|
[ ] - это [ ].
|
Где-то на краю занялось полымя — загорелся стог или изба. (Фад.)
На мгновение вспыхнули две зелёные искорки — это открыл глаза кот, обеспокоенный холодными жёсткими лапами соседки.
Такого типа пустить в расход — святое дело. (Ч. Айтматов)
Но не старость была виною — сила одолела силу. (Г.)
|
7) Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
|
В этом случае перед первой частью можно поставить союз когда.
|
[время]| — [ ].
|
Выглянет солнце после дождя — лес ярко зеленеет и горит алмазными искрами.
Девушка встала — вся её свита с возгласами и чемоданами кинулась к экипажу.
Умру — некому глаза закрыть. (М.-С.)
|
8) Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
|
В начале первой части можно поставить союз если.
|
[условие ] — [ ].
|
Не понравилось у одного хозяина — пошёл работать к другому.
Пустить лебедя —улетит за стадом и пропадёт.
Щи подадут — жиру не продуешь; кашу подадут — ложка стоит. (По Д. Мамину-Сибиряку.)
|
Вариант 5
Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Горный Щит — довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки.
1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вспоминаем правило: да, в неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если оно восстанавливается из текста самого предложения, чаще всего сложного:
В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица — с деланным равнодушием, пастушонок — со страхом, сочувствием и жалостью. Метелица (смотрел) с деланным равнодушием, пастушонок (смотрел) со страхом, сочувствием и жалостью).
Севернее города немцы вышли на Волгу, южнее — подходили к ней. (города)
Две избы стоят над самой речкой, одна — на крутом склоне горы. (стоит)
Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью — белку; весной — диких коз; летом — всякую птицу. (бьют)
В одном месте мох вылез из пазов, в другом — бревно подгнило, в третьем —угол осел и, того гляди, отвалится (месте)
Старик умел делать всё, что нужно было для куренной работы и для домашности: мужикам — топорище, бабам — корыта и вальки. (умел делать)
Итак, какие варианты точно исключаем? Третий и четвёртый: это предложение простое и в нём нет обобщающего слова. Проверим первый вариант: найдём грамматическую основу: подлежащее — название села, неделимое словосочетание Горный Щит. Что о нём говорится? Это село. Следовательно, мы нашли сказуемое, это не первый вариант ответа, а правильный ответ — 2.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
Повторим и это правило — постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки ставится:
усли оба главных члена выражены именами существительными в именительном падеже; |
Льгов — большое степное село, расположенное на болотистой реке Росоте. (Т.)
|
если оба главных члена выражены инфинитивом;
|
Любить — значит беречь родного человека.
|
если один из главных членов выражен неопределённой формой глагола, а другой — существительным в именительном падеже;
|
Наша цель — победить лень и равнодушие.
|
если оба главных члена выражены количественными числительными;
|
Пятью пять — двадцать пять.
|
если один из главных членов выражен числительным, а другой — существительным в именительном падеже;
|
Десять веков — долгий срок.
|
если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой — оборотом с числительным;
|
Высота башни — сто сорок семь метров.
|
если перед сказуемым есть слова это, значит, вот, это значит, это есть.
|
Верить в прекрасное будущее — это такое счастье! Простить — значит понять. Жить широкой, полной жизнью, не бояться её — вот великий талант. {Пришв.)
|
Между подлежащим и сказуемым тире не ставится:
если перед сказуемым, выраженным именем существительным в именительном падеже, стоит отрицание не или слово есть; |
Сердце не камень. Любовь есть полное доверие.
|
если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, точно, будто, как будто, что и т.п.;
|
Снежинки словно крохотные звёздочки. Лед на озере будто зеркало. Наш сад как парк.
|
если между подлежащим и сказуемым стоят союз, частица, вводное слово;
|
Андрей тоже студент. Андрей только студент. Андрей, кажется, студент.
|
если подлежащее выражено личным местоимением;
|
Мы интернационалисты. Я коренной казак.
|
если сказуемое выражено прилагательным или причастием (полными или краткими).
|
Дуб могуч. Лес большой. Картина написана.
|
Вариант 6
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли — ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками.
1) С помощью тире выделяется обособленное приложение.
2) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.
3) Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.
4) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
Рассуждаем по известной схеме.
Это предложение простое (грамматическая основа горы разрушаются, причём сказуемое простое глагольное; предложение полное: нет пропущенных членов, поэтому убираем варианты 2, 3, 4, остается правильный ответ — 1 вариант: с помощью тире выделяется обособленное приложение.
Вспомним, при каких условиях при обособлении приложений ставится тире?
Вместо запятой при обособлении приложений ставится тире:
- Если перед приложением можно вставить слова а именно, то есть: За час до ужина вся почти дворня собиралась играть в кашу или в крагли — род кеглей. Это была красавица — женщина во всей развившейся красе своей. Оба пошли вместе, беспрестанно оглядываясь назад, и наконец опустились отлогостью в низменную лощину — почти яр.
- Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер: Старая доха — большой овчинный полушубок — крепко выручила меня в ту лютую стужу. (С.-М.) Он [Игнатов] и в кругосветное плавание пошёл, вызвавшись охотником и оставив в Кронштадте жену — торговку на базаре — и двоих детей. (Стан.) Три плода — три яблока — висело на тонких, кверху загнутых ветвях. (Т.)
- Для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов: В полку собрались казахи, русские, украинцы, уйгуры — выходцы из Китая.
Вариант 7
В каком предложении нужно поставить два тире? (Знаки не расставлены.)
1. Наёмный двор громадное пустопорожнее место принадлежащее отцу Темы примыкало к дому.
2. Искренность в отношениях правда в общении вот дружба.
3. «Степан пронзительно закричала кухарка воды достань из колодца да побыстрее!»
4. Служить бы рад прислуживаться тошно.
Рассуждай в этом случае так: два тире могут стоять в трёх случаях:
1) В предложениях с прямой речью, если слова автора стоят внутри прямой речи.
2) Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер.
3) Вставные (вводные) предложения.
Если вы внимательно прочитали предложения, то сразу должны были обратить внимание на третье: это предложение с прямой речью, и слова автора стоят внутри её. Следовательно, в нём и необходимо поставить два тире. Проверим остальные варианты ответов.
а) В первом предложении ставится одно тире: Наемный двор — громадное пустопорожнее место, принадлежащее отцу Темы, примыкало к дому, так как это обособленное приложение (наёмный двор, то есть громадное пустопорожнее место).
б) Во втором также поставим одно тире между подлежащим и сказуемым: Искренность в отношениях, правда в общении — вот дружба.
в) Четвёртое предложение — бессоюзное сложное, и в нём вторая часть противопоставлена первой: Служить бы рад — (но) прислуживаться тошно.
Следовательно, третий вариант — правильный ответ.
Чтобы не ошибиться в постановке требуемых знаков, нужно повторить ещё два правила:
1) Тире при вставных предложениях.
При помощи тире выделяются вставные предложения, выражающие чувства говорящего, поясняющие или дополняющие предложения:
Вел он себя не то, что скромно, — в нём вообще не было ничего скромного,— но тихо.
Сергей решил заглянуть к тётеньке Анне на этот раз для того, чтобы получить первую и — он знал — самую обширную и достоверную информацию об односельчанах.
И вот — вы только вообразите себе! — Иван Петрович появился.
Акулы — их было много — окружили аквалангиста.
Снова — в который уже раз — кот наш пропал ранней весной.
По реке шныряют водяные пауки, а на берегу сидят и тяжело дышат — никак не могут отдышаться от сухой жары — сонные лягушки.
2) Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямой речью называются чьи-либо слова, переданные без изменения формы, например: Публицист сказал: «Только бережное отношение к культурному наследию страны поможет сохранить его нашим детям и внукам».
Критик отмечал: «В статьях Д.С. Лихачева можно найти ответ на любой нравственный вопрос» (выделенные слова — прямая речь, переданная буквально).
Слова автора поясняют, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: публицист сказал, критик отмечал).
Знаки препинания при прямой речи
Правило
|
Схема
|
Пример
|
Если слова автора (А) стоят перед прямой речью (П), то после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и первое слово в ней пишется с прописной буквы. Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. |
А: «П».
А: «П...» А: «П?» А: «П!» |
Учитель сказал: «Любовь к чтению возникает от самого чтения, а не с первого взгляда». |
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая (многоточие, вопросительный или восклицательный знак) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. |
«П», — а.
«П...» — а.
«П?» — а.
«П!» — а. |
«Доверчивость — это достоинство», — утверждаю Юлия Александровна. |
Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся следующим образом:
если на месте разрыва не было никакого знака или должна была стоять запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. |
«П, — а, — - п». |
«Книга — лучший советчик»,— сказал отец. — «Книга, — сказал отец, — лучший советчик».
«Наш город славится мастерицами-вышивальщицами», — сказал экскурсовод.— «Наш город, — сказал экскурсовод, — славится мастерицами-вышивальщицами». |
Если на месте разрыва была точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. |
«П, — а.— П». |
«Позвони вечером бабушке. Она очень по тебе скучает», — сказал отец. — «Позвони вечером бабушке, — сказал отец. — Она очень по тебе скучает». |
Если на месте разрыва должны были стоять многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то они
сохраняются перед словами автора, после них ставится тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
|
«П...—а. — П».
«П? — а. — П».
«П! —а. — П».
|
«Леса, моря, далёкие страны... Наверное, это очень интересно», — мечтательно протянула Валя. — «Леса, моря, далёкие страны... — мечтательно протянула Валя. — Наверное, это очень интересно».
«Ты читал роман «Война и мир»? Прочитай, он тебе непременно понравится»,— сказала сестра. — «Ты читал роман «Война и мир»? — сказала сестра. — Прочитай, он тебе непременно понравится».
«Здравствуйте! Давайте познакомимся», — сказал вошедший мужчина. — «Здравствуйте! — сказал вошедший мужчина. — Давайте познакомимся».
|
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после неё запятая и тире.
|
А: «П», — а.
|
И только когда он говорил: «Я сильный, я смогу», — ему становилось легче.
|
Если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то запятая после прямой речи опускается.
|
А: «П...» — а.
А: «П?» — а.
А: «П!» — а.
|
Старушка обмерла: «Привидится же...» — но выйти на улицу не решилась.
На грозный окрик: «Кто там ходит?» — раздался рев медведя.
На финальные слова монолога: «Не быть нам под врагами!» — весь зал встал.
|
Вариант 8. Из демоверсии 2013 года
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Кнечно, правильный вариант 2. Обобщающее слово НАРОДНЫЕ СЦЕНЫ стоит перед однородными членами ХОРЫ ГОРОЖАН, ХОР БОЯР.
Правила и примеры взяты из книги Г.Т.Егораевой "Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций"
В начало страницы
|
загрузка...
|