ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ УСЛ. № 292. ДЕЙСТВИЕ ПРИ СЛУЖЕБНОМ ТОРМОЖЕНИИ
Темп разрядки магистрали, вызывающий постановку деталей рассматриваемого воздухораспределителя на торможение, составляет 0,06—0,6 кг/см2 за 1 с, а кран машиниста при служебном торможении понижает магистральное давление темпом 0,2 МПа за 1 с. При такой разрядке сжатый воздух не успевает проходить из ЗР в магистраль через три отверстия диаметром по 1,25 мм во втулке 7. Перепад давлений между камерами ЗК и МК увеличивается, и возрастает создаваемая им сила, толкающая поршень 6 вправо. Когда эта сила становится больше удерживающих поршень сил трения, поршень 6 с отсекательным золотником 3 перемещается вправо на величину свободного хода 7,5 мм до упора заплечика хвостовика поршня 6 в главный золотник 2. А главный золотник пока остается на месте.
На рисунке показан воздухораспределитель в положении зарядки.
Эту картинку мы оставили, чтобы можно было по номерам вспомнить название деталей и их расположение.
А положение золотников при служебном торможении показано на рисунке ниже:
Свободный ход 7,5 мм поршня 6 обеспечивает следующее.
Кольцо поршня 6 перекрывает три отверстия во втулке 7, разобщая камеры МК и ЗК. Если теперь разрядка магистрали почему-либо замедлится, все равно будет обеспечен перепад давлений между камерами ЗК и МК, необходимый для того, чтобы поршень б передвинул главный золотник 2 в положение торможения. Для переключения воздухораспределителя на торможение достаточно сдвинуть поршень 6 с отсекательным золотником 5 до перекрытия трех отверстий во втулке 7, поэтому свободный ход 7,5 мм магистрального поршня повышает чувствительность прибора к торможению.
Отсекательный золотник 5 открывает на зеркале Z-образный канал Т, подготавливая его к пропуску сжатого воздуха из ЗР в ТЦ.
Выемка А отсекательного золотника сходит с отверстия А1, разобщая тем самым камеру КДР с атмосферой.
Выемка Р1 накрывает сапожковые отверстия С и С1, соединяя тем самым магистральную камеру и камеру дополнительной разрядки КДР. Это вызывает резкую начальную разрядку магистральной камеры МК, воздух из которой проходит в КДР, где ранее сжатого воздуха не было.
Начальное падение давления в камере МК значительно, поскольку воздух, проходящий из магистрали в камеру МК, встречает сопротивление фильтра 9. Происходит дополнительная разрядка магистрали самим воздухораспределителем, забирающим воздух в КДР объемом 1 л.
Благодаря дополнительной разрядке магистрали воздухораспределителем обеспечиваются:
скачок усилия на поршне 6, позволяющий преодолеть силу трения главного золотника 2 по его зеркалу; этот скачок гарантирует перемещение поршня 6 с главным золотником 2 на торможение, то есть четкое срабатывание воздухораспределителя;
срабатывание на торможение последующего воздухораспределителя;
повышение скорости прохождения тормозной волны с 50 до 120 м/с;
сохранность высокого темпа начальной разрядки магистрали поезда по всей его длине после начала разрядки в головном участке магистрали краном машиниста;
достижение тормозной волной хвоста поезда любой длины. Последнее очень важно, так как тормозная волна при воздухораспределителях без камер КДР затухает за 20-м вагоном поезда, а далее к хвосту воздухораспределители разряжаются темпом мягкости без торможения.
Выемка О золотника 2, переместившегося вправо, сходит с канала ТЦ2, и тем самым тормозной цилиндр ТЦ разобщается с атмосферой, а движущийся следом Z-образный канал Т золотника 2 сообщается с каналом ТЦ3, поэтому сжатый воздух из камеры ЗК быстро выходит в тормозной цилиндр следующим путем: ЗК1 > каналы Т > ТЦ3 > ТЦ1 > сетка > ТЦ.
Пошло наполнение тормозного цилиндра, то есть торможение.
Рассмотрим описанный процесс на анимированной картинке: