Данный учебник полностью соответствует образовательному стандарту второго поколения и является вторым в линии учебников физики для основной школы, созданных одним коллективом авторов. Последовательность изложения материала в линии; 7-й класс — первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы; 8-й класс — тепловые, электромагнитные, оптические явления; 9-й класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной. Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг линии является большое количество цветных иллюстраций.
ОБ ЭТОМ УЧЕБНИКЕ
В соответствии с образовательным стандартом второго поколения учебник предлагает два уровня изучения предмета — базовый, и повышенный, а также предусматривает деятельностный подход к обучению. Требования стандарта учтены следующим образом.
- Учебник является двухуровневым. Материал почти каждого параграфа разделён на две части. Первая часть соответствует базовому уровню и содержит опорные факты, необходимые для дальнейшего изучения предмета; она предназначена всем учащимся. Вторая часть («Развитие темы») — для учащихся, которые выбрали изучение предмета на повышенном уровне: здесь приведены дополнительные
интересные сведения, обоснования опорных фактов, история физических открытий.
- Для организации диалоговой формы учебного процесса в текст параграфов органично включены устные вопросы и задачи.
- Самое главное в каждом параграфе собрано в рубрике «Что мы узнали». Это позволит ученику обобщить и лучше осознать изученное, поможет при повторении и ведении конспекта, избавив учителя от диктовки.
- Научить школьника решать задачи поможет постоянная рубрика «Решим задачу».
- Приведены описания и иллюстрации опытов, а в конце многих параграфов есть рубрика «Домашняя лаборатория», где предложены опыты и наблюдения, доступные каждому ученику.
- Значительное внимание в учебнике уделено овладению учащимися универсальными учебными действиями — умению сравнивать, группировать и классифицировать объекты, анализировать, синтезировать и обобщать факты, устанавливать связи между явлениями, пользоваться аналогиями, переносить знания в новую ситуацию.
- Один параграф учебника рассчитан в среднем на одну учебную неделю (два урока). Параграфы разбиты на пункты (разделы), чтобы помочь учителю распределить материал по урокам.
- В учебнике приведены описания лабораторных работ, а также задания для проектной деятельности, в том числе коллективной.
Надеемся, что учебник пробудит у учащихся интерес к замечательной науке — физике, которая является основой научно-технического прогресса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об этом учебнике
Глава 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
§ 1. Внутренняя энергия. Количество теплоты
- Тепловые явления
- Внутренняя энергия
- Способы изменения внутренней энергии
- Закон сохранения энергии
§ 2. Температура. Виды теплопередачи
- Температура
- Виды теплопередачи
- Почему днём ветер дует с моря?
- Существует ли самая высокая и самая низкая температура?
§3. Удельная теплоёмкость
- Удельная теплоёмкость
- Уравнение теплового баланса
§4. Энергия топлива. Плавление и кристаллизация
- Удельная теплота сгорания
- Плавление
- Кристаллизация
§5. Парообразование и конденсация
- Парообразование и конденсация
- Испарение
- Кипение
- Удельная теплота парообразования
- Может ли вода кипеть при комнатной температуре?
- Насыщенный пар и влажность.
§ 6. Тепловые двигатели
- Паровая турбина
- Реактивный двигатель
- Тепловые двигатели и защита окружающей среды
- Двигатель внутреннего сгорания
- Преобразования энергии при работе теплового двигателя
- Коэффициент полезного действия теплового двигателя
Глава 2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
§ 7. Электризация тел
- Электрические взаимодействия
- Два рода электрических зарядов
- Полезна или вредна электризация тел?
- Отчего бывают грозы?
§8. Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики
- Строение атома и носители электрического заряда
- Проводники
- Диэлектрики
- Электростатическая индукция
- Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным?
§9. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд
- Электрометр
- Закон сохранения электрического заряда
- Закон Кулона
- Заряд электрона и элементарный электрический заряд
§ 10. Электрическое поле
- Электрическое поле
- Картины электрического поля
- Энергия электрического поля
- Конденсаторы
- Напряжение
- Можно ли почувствовать электрическое поле?
§11. Электрический ток. Действия электрического тока
- Электрический ток и условия его существования
- Источники тока
- Электрическая цепь
- Действия электрического тока
§12. Сила тока и напряжение
- Сила тока
- Напряжение на участке цепи
- Сила тока и напряжение при последовательном соединении проводников
- Сила тока и напряжение при параллельном соединении проводников
§13. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи
- Электрическое сопротивление проводник
- Удельное сопротивление вещества
- Закон Ома для участка цепи
- Как зависит удельное сопротивление проводников от температуры?
- Примеры решения более трудных задач
§14. Последовательное и параллельное соединения проводников
- Последовательное соединение
- Параллельное соединение
- Реостаты
- Задачи на последовательное и параллельное соединения проводников
- Почему сопротивление провода прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади
поперечного сечения?
§15. Работа и мощность электрического тока
- Закон Джоуля — Ленца и работа тока
- Мощность тока
- Киловатт-час
- Короткое замыкание и предохранители
- Мощность тока в последовательно и параллельно соединённых проводниках
§16. Примеры расчёта электрических цепей
- Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников
- Мощность тока в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников
§17. Полупроводники и полупроводниковые приборы
- Полупроводники
- Полупроводниковые приборы
- Носители зарядов в полупроводниках
§18. Магнитные взаимодействия
- Взаимодействие постоянных магнитов
- Взаимодействие между проводниками с токами и магнитами
- Электромагниты
- Как определяют единицы силы тока и заряда?
- «Молекулярные токи» Ампера
- Электромагнитные реле
§19. Магнитное поле
- Магнитное поле
- Действие магнитного поля на проводник с током
- Действие магнитного поля на рамку с током
- Электроизмерительные приборы. Электродвигатель
- Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы
§ 20. Электромагнитная индукция
- Явление электромагнитной индукции
- Правило Ленца
- Самоиндукция
§21. Производство и передача электроэнергии
- Генератор переменного тока
- Типы электростанций и их воздействие на окружающую среду
- Почему электроэнергию передают под высоким напряжением?
- Как повышают и понижают напряжение?
- Альтернативные источники электроэнергии
§22. Электромагнитные волны
- Теория Максвелла и электромагнитные волны
- Принципы радиосвязи
- Генератор электромагнитных колебаний
- Как работает мобильный телефон?
Глава 3. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
§23. Действия света. Источники света
- Что для нас значит солнечный свет?
- Действия света
- Источники света
- Как впервые измерили скорость света?
- Свечение живых организмов
§24. Тень и полутень
- Световые пучки и световые лучи
- Тень и полутень
- Солнечные и лунные затмения
- При каком освещении нет теней?
- Некоторые затмения в прошлом
§ 25. Отражение света
- Почему мы видим предметы?
- Зеркальное отражение
- Диффузное (рассеянное) отражение
- Как Архимед сжёг корабли римлян
§26. Изображение в зеркале
- Где находится изображение предмета в зеркале?
- Как возникает изображение в зеркале?
- Где и как применяют зеркала?
- Что зеркало меняет местами?
- Сколько изображений могут дать два зеркала?
§ 27. Преломление света
- Наблюдения и простые опыты
- Законы преломления света
- Прохождение света сквозь плоскопараллельную пластинку
- Прохождение света сквозь одну и две призмы
§28. Линзы
- Типы линз и элементы линзы
- Фокусы линз
- Как измерить фокусное расстояние собирающей линзы?
- Ход луча, идущего через оптический центр линзы
- Обратимость хода лучей в применении к линзам
§29. Изображения, даваемые линзами
- Изображения, даваемые собирающей линзой
- Изображения, даваемые рассеивающей линзой
- Оптическая сила линзы
- Формула тонкой линзы
§30. Глаз и оптические приборы
- Фотоаппарат и видеокамера
- Глаз
- Киноаппарат и проектор
- Как устроен микроскоп?
- Как устроен телескоп?
- Как мы определяем на глаз расстояния до предметов?
§31. Цвет
- Дисперсия света
- Почему лист зелёный, а роза красная?
- Как возникает радуга?
- Как глаз различает цвета?
- Сколько цветов на экране телевизора?
Лабораторные работы
Примеры заданий для проектной деятельности
Ответы на вопросы и задания
Рассказы об учёных
Предметно-именной указатель
|