Предисловие
Уважаемые выпускники старших классов школ, поступающие в средние специальные и высшие медицинские учебные заведения, абитуриенты, преподаватели биологии!
Репетитор по биологии предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к успешной сдаче вступительного экзамена по биологии в форме ЕГЭ и ГИА в медицинские колледжи, училища, вузы. Материал составлен в соответствии с программой по биологии и требованиями к проведению вступительного экзамена.
В соответствии с содержанием образовательного стандарта в экзаменационной работе по биологии преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются теоретические и общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы. Кроме того, этот раздел превалирует по объему содержания в школьном курсе биологии. В связи с тем что репетитор предназначен для поступающих в медицинские учебные заведения, достаточно подробно и полно представлен раздел «Человек и его здоровье», приведен материал, связанный с медициной.
Как пользоваться учебным пособием.
Структура учебного пособия соответствует по содержанию программе вступительного экзамена. Для качественной подготовки по биологии учебный материал следует осваивать поэтапно, двигаясь от раздела к разделу. После прочтения текста каждой главы очень важно самостоятельно выделить основные мысли, понятия, внимательно рассмотреть иллюстрации, схемы, таблицы. Весьма полезным для запоминания пройденного материала будет составление плана-конспекта, словаря терминов, заполнение сравнительных таблиц, воспроизведение рисунков с обозначениями по каждой теме. Таблицы, схемы, рисунки нужно уметь анализировать и комментировать, т. е. устно излагать, сопоставлять изученный материал. Для проверки полученных знаний по основным биологическим терминам, понятиям, теориям, закономерностям, процессам и явлениям следует самостоятельно выполнить задания, приведенные в конце каждого тематического раздела книги. После чего провести «работу над ошибками», вновь вернуться к слабо изученным темам и повторить материал.
Другими формами самостоятельной работы учащихся являются написание рефератов, подготовка докладов, презентаций. Большую помощь в этом окажет данный репетитор, а также дополнительная литература, указанная в конце книги.
Систематически изложенный простым, доступным языком материал, иллюстрированный многочисленными рисунками, схемами и сравнительными таблицами, позволит закрепить и углубить знания школьного курса биологии, научиться анализировать, сравнивать, логически размышлять и самостоятельно подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Желаем вам удачи!
Для примера - иллюстративный материал из данной книги:
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел 1. БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
1.1. Биология как наука
1.2. Признаки и свойства живого
1.3. Основные уровни организации живой природы
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 1
Раздел 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
2.1. Клеточная теория. Методы изучения клетки
2.2. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток
2.3. Химическая организация клетки
2.4. Строение про- и эукариотической клетки
2.5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь
2.6. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
2.7. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Способы деления клеток: митоз, мейоз
Развитие половых клеток — гаметогенез у животных
Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 2.
Раздел 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.1. Разнообразие организмов по типу питания
3.2. Неклеточные формы жизни — вирусы
3.3. Воспроизведение организмов. Способы размножения
3.4. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
3.5. Генетика. Закономерности наследственности и изменчивости
3.5.1. Моно- и дигибридное скрещивание
3.5.2. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков
3.5.3. Генетика пола
3.5.4. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная
3.5.5. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки
3.5.6. Селекция растений, животных, микроорганизмов
3.5.7. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 3
Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.1. Систематика. Таксоны
4.2. Царство бактерии (дробянки)
4.2.1. Подцарство бактерии
4.2.2. Подцарство сине-зеленые водоросли
4.3. Царство грибы
4.4. Царство растения
4.4.1. Ткани высших растений
4.4.2. Органы высших растений
4.5. Низшие растения
4.5.1. Группа отделов водоросли
4.5.2. Отдел лишайники
4.6. Высшие растения
4.6.1. Отделриниофитовидные
4.6.2. Отдел моховидные
4.6.3. Отдел плауновидные
4.6.4. Отдел хвощевидные
4.6.5. Отдел папоротниковидные
4.6.6. Отдел голосеменные
4.6.7. Отдел покрытосеменные (цветковые)
4.6.8. Многообразие цветковых растений
4.7. Царство животные
4.7.1. Беспозвоночные животные
Подцарство одноклеточные (простейшие)
Подцарство многоклеточные
4.7.1.1. Тип кишечнополостные
4.7.1.2. Тип плоские черви
4.7.1.3. Тип круглые, или первичнополостные, черви
4.7.1.4. Тип кольчатые черви
4.7.1.5. Тип моллюски
4.7.1.6. Тип членистоногие
4.7.2. Позвоночные животные
4.7.2.1. Тип хордовые
Подтип бесчерепные
Класс ланцетники
Подтип позвоночные, или черепные
Классы хрящевые и костные рыбы
Класс земноводные
Класс пресмыкающиеся
Класс птицы
Класс млекопитающие, или звери
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 4
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
5.1. Строение и жизнедеятельность тканей, органов и систем органов человека
5.2. Опорно-двигательная система
5.2.1. Структура и функции скелета
5.2.2. Мышечная система
5.3. Покровная система
5.4. Мочеполовая система
5.4.1. Выделительная система
5.4.2. Половая система
5.5. Пищеварительная система
5.5.1. Строение и функции органов пищеварения
5.5.2. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
5.5.3. Учение И. П. Павлова о пищеварении
5.6. Дыхательная система
5.7. Сердечно-сосудистая система
5.8. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет
5.8.1. Кровь, тканевая жидкость, лимфа
5.8.2. Иммунная система
5.8.3. Иммунитет
5.9. Нервная система
5.9.1. Спинной и головной мозг
5.9.2. Органы чувств
5.9.3. Высшая нервная деятельность
5.9.4. Вегетативная нервная система
5.10. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция
5.11. Гигиена. Приемы оказания первой помощи
5.11.1. Здоровый образ жизни и гигиена
5.11.2. Травмы, профилактика, меры первой помощи
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 5
Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ
6.1. Вид, его критерии. Популяция
6.2. Эволюционные теории
6.2.1. Развитие эволюционных представлений
6.2.2. Эволюционная теория Дарвина—Уоллеса
6.2.3. Синтетическая теория эволюции
6.2.4. Микроэволюция и способы видообразования
6.2.5. Результаты эволюции
6.2.6. Направления и пути эволюции
6.3. Гипотезы возникновения жизни на Земле
6.4. Развитие органического мира и морфологические закономерности эволюционного процесса
6.5. Доказательства эволюции органического мира
6.6. Происхождение и эволюция человека
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 6
Раздел 7. ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
7.1. Экологические факторы
7.2. Популяции. Структура и динамика численности
7.3. Экосистемы и цепи питания. Экологические пирамиды
7.4. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы
7.5. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах
7.6. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере
7.7. Глобальные изменения в биосфере. Охрана растительного и животного мира
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом к разделу 7
Литература
|