ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. УЧЕБНИК ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Введение в биологию 5-6 класс

Введение в биологию: Неживые тела. Организмы : учеб. для уч-ся 5-6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 240 с. : ил.

Учебник содержит материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в живой и неживой природе. Он расширяет и углубляет знания о телах и веществах, полученные при изучении окружающего мира в начальных классах, и обогащает новыми знаниями о составе тел и веществ и их свойствах. В учебник включены вопросы, задания, цветные иллюстрации, способствующие доступности в усвоении изучаемого материала.

 

1. Науки о неживых телах и организмах

Как вам уже известно из природоведения, все тела, находящиеся в окружающем мире и существующие независимо от человека, а также сам человек относятся к составным частям природы. Солнце, Земля, Луна, вода, воздух, песок, глина, торф, нефть — это неживые тела природы. Растения, животные, грибы, бактерии — это живые тела, или организмы (рис. 1).
Неживые тела природы и организмы тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Например, неживое тело воздух живые тела, организмы, используют при дыхании. При этом в воздухе уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. Растения используют воздух не только в процессе дыхания, но и в процессе образования необходимых им питательных веществ. При этом они поглощают из воздуха много углекислого газа и обогащают его кислородом.
Человек, как живое существо природы, тоже не может жить без воздуха, воды и пищи. Кроме того, ему необходимы одежда, жилища, топливо и многое другое. При использовании различных тел природы человек вносит в нее заметные изменения.

Учебник по биологии


Начиная с глубокой древности у человека появилась потребность в знаниях о телах природы и происходящих с ними изменениях. Прежде всего нужно было знать, какие растения и животные могли служить ему пищей, какие из них опасны для его здоровья, как легче добыть тех или иных животных на охоте, что можно использовать для постройки жилища или изготовления одежды, как можно ориентироваться в природе по звездам и Солнцу, как влияет Солнце или Луна на неживые и живые тела Земли и т. п. Получение ответов на эти вопросы вызывало появление новых и более сложных вопросов.
Многолетние наблюдения убеждали людей в том, что природные явления связаны между собой и многие из них ежегодно повторяются, следуя друг за другом. На основе наблюдений люди учились предвидеть различные изменения в природе, пытались объяснить их причины. Получаемые знания об окружающем мире передавались из поколения в поколение, а их накопление привело к зарождению естествознания (от «естество» — природа) — совокупности наук о природе.
Естественные науки изучают наиболее общие свойства тел природы и их проявлений (физика), вещества и их превращения (химия), многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность, происхождение, связи друг с другом и с неживой природой (биология), небесные (космические) тела (астрономия) и многое другое. В течение длительного времени своего существования каждая из естественных наук стала состоять из совокупности (комплекса) наук, каждая из которых посвящена изучению имеющихся у нее невыясненных вопросов. Например, наука биология включает в себя ботанику — науку о растениях, зоологию — науку о животных, анатомию человека — науку о строении тела человека и ряд других.
В настоящее время каждый человек должен иметь знания о природе, которые позволяют разумно (рационально) использо­вать ее богатства и не наносить ей при этом непоправимого вреда.
При изучении естествознания в 5 классе вначале на осно­ве знаний, полученных из природоведения, мы познакомимся с телами неживой природы, их составом и свойствами, узнаем, какие вещества называют минеральными, а какие — органическими, что такое раствор и чем он отличается от смеси веществ и многое другое. Эти знания помогут хорошо усвоить материал о живых телах, или организмах, об их строении и жизнедея­тельности (питание, дыхание, рост, развитие).
В дальнейшем знания о неживых телах и организмах будут вам необходимы при изучении биологии и других наук о природе (физики, химии, географии, астрономии, экологии).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Науки о неживых телах и организмах
2. Методы изучения неживой и живой природы
Глава 1. ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА
3. Космические тела неживой природы
4. Земля и Луна
5. Состояния неживых тел
6. Состав тел. Вещества
7. Температура и ее влияние на состояние тел
8. Теплопроводность тел. Конвекция и излучение
9. Сила тяжести и масса тел
10. Объем и плотность тел
11. Способность тел совершать работу
12. Простые и сложные вещества
13. Чистые вещества и смеси веществ
14. Минеральные и органические вещества
15. Природные явления
16. Что мы узнали о телах и веществах
Глава 2. ВОДА
17. Вода в природе
18. Естественные и искусственные водоемы
19. Подземные воды
20. Чистая вода и растворы
21. Выталкивающая сила воды
22. Особенности теплового расширения воды
23. Питьевая вода и ее очистка
24. Испарение воды и конденсация водяного пара
25. Теплоемкость воды
26. Круговорот воды в природе
27. Значение воды в жизни организмов
28. Условия, вызывающие загрязнение водоемов. Охрана воды
29. Что мы узнали о воде
Глава 3. ВОЗДУХ
30. Воздух в природе
31. Состав воздуха
32. Значение кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека
33. Масса и плотность воздуха
34. Температура воздуха
35. Давление воздуха
36. Движение воздуха
37. Влажность воздуха. Осадки
38. Воздух как часть наземно-воздушной среды обитания организмов
39. Охрана воздуха
40. Что мы узнали о воздухе
Глава 4. ПОЧВА
41. Почва в природе
42. Состав почвы
43. Образование почвы
44. Структурные и бесструктурные почвы
45. Испарение воды из почвы
46. Удобрение почвы
47. Обработка почвы
48. Почва как среда обитания организмов
49. Охрана почвы
50. Что мы узнали о почве
Глава 5. ЖИВЫЕ ТЕЛА, ИЛИ ОРГАНИЗМЫ
51. Живые тела, или организмы, в природе
52. Одноклеточные и многоклеточные организмы
53. Увеличительные приборы. Приготовление препарата
54. Строение клетки
55. Деление и рост клетки
56. Разнообразие растений
57. Разнообразие животных
58. Бактерии
59. Грибы
60. Сообщества организмов
61. Биосфера — живая оболочка Земли
62. Человек как часть природы
63. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и промышленности
64. Влияние современного человека на окружающую среду
65. Сохранение человека в условиях увеличения народонаселения
66. Что мы узнали о живых телах, или организмах

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы